История в датах праздника Рождества

Первые (самые изначальные) упоминания о праздновании этого дня датированы IV веком. С рождением на свет Иисуса Христа, точнее, с настоящим числом его рождения, Рождество не связано (вероятнее всего, Иисус был рожден не зимой). Дата двадцать пятое декабря была установлена Римской Церковью, первое упоминание этому обнаружено в римском календаре.

История в датах праздника Рождества

Вероятно, двадцать пятое декабря было выбрано из—за языческого праздника «Рождения Непобедимого Солнца». Он служил ознаменованием увеличения светового дня в период зимнего солнцестояния. Уже намного позже, когда римляне приняли христианство, этот праздник приобрел новый смысл.

В то же самое время восточные Церкви объединили большие церковные праздники — Крещение Господне и Христово Рождество в единый, который приходился как раз на шестое января — Богоявление. В Армянской Церкви эта традиция сохранилась по сей день.

В четвертом веке царица Елена возвела храм прямо на месте Вифлеемской знаменитой пещеры, также известной как место истинное рождения Христа. Поучения, написанные Отцами Церквей в IV веке, свидетельствуют о всеобщем почитании праздника рождения самого Христа.

Позднее толкование даты двадцать пятое декабря изменилось: Евангелие точно называет день и даже месяц смерти самого Христа, на земле же Христос находился, согласно церковного предания) полное число лет. История в датах праздника Рождества — по этим расчетам выходило, что день зачатия Христа совпадал с днем, когда он пострадал, а также с днем еврейской пасхи, в тот год она праздновалась как раз двадцать пятого марта; итак, дату праздника Рождество Христово определили — отсчитали от двадцать пятого марта точно девять месяцев.

В древних Церквях праздник Рождество было вторым по значимости после Пасхи, на Востоке эта традиция существует до сих пор. К XIV веку по неустановленным причинам Рождество переняло первенство, после второго Ватиканского Собора все же была возвращена первостепенная роль Пасхе.
В православии празднику Рождества предшествует Пост, длящийся сорок дней (с 14 или 27 ноября по 24 или 6 января), его также называют Филипповым (Рождественским) Постом. На Западе время перед Постом называют «Адвент», он не включает в себя прощение и занимает меньше времени.

Рождество включает в себя предпразднества — с двадцатого по двадцать четвертое декабря ровно пять дней, попразднества — шесть дней, а завершает его праздник Обрезания Господня. Канун Рождества называется Сочельник, его название произошло от слова «сочиво» — зерна хлеба настаивают на воде, их следует употреблять в еду в день перед Рождеством, в этот день строжайший Пост.

В Сочельник принято совершать Царские Часы, великое Повечерие открывает Всенощное бдение пророческой песнью «Яко с нами Бог». Рождественские церковные песнопения датируются VII—VIII веками.